МинФин РФ о совместных покупках

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 7 июня 2013 г. N АС-3-2/2057@

О СОВМЕСТНЫХ ПОКУПКАХ

Федеральная налоговая служба в связи с поступающей информацией о возможном уклонении от уплаты налогов при осуществлении так называемых «совместных покупок» с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет сообщает следующее.

«Совместная покупка» заключается в покупке физическим лицом — организатором «совместной покупки» (далее — организатор) партии товара по оптовой цене у одного оптового продавца с последующей реализацией данного товара нескольким конечным покупателям, которые дали предварительное согласие на покупку такого товара у организатора, с определенной наценкой к оптовой цене товара, которую устанавливает организатор.

Как правило, такая наценка составляет 10 — 15% оптовой цены товара и позволяет конечному покупателю приобрести товар по стоимости ниже стоимости аналогичного товара, реализуемого в розничных сетях.

Таким образом, при осуществлении «совместной покупки» и дальнейшей реализации товаров конечным покупателям у организатора формируется налогооблагаемая база, с которой должны быть удержаны и уплачены налоги в бюджет. При этом такая деятельность, как следует из открытых источников в сети Интернет, зачастую осуществляется организаторами — физическими лицами на систематической основе и является предпринимательской деятельностью.

Учитывая изложенное, организатор покупки в соответствии с требованиями законодательства о налогах и сборах обязан:

— в случае, если такая деятельность осуществляется на систематической основе — встать на учет в качестве индивидуального предпринимателя, представлять отчетность в налоговый орган и уплачивать налоги в бюджет в соответствии с применяемым режимом налогообложения;

— в случае, если такая деятельность носит разовый характерзадекларировать свои доходы и уплатить налог на доходы физических лиц в установленном порядке.

Учитывая изложенное, ФНС России поручает принять исчерпывающие меры в рамках полномочий налоговых органов в целях обеспечения исполнения законодательства о налогах и сборах, в том числе:

1) организовать мониторинг доступной информации (из сети Интернет, СМИ, обращений граждан), свидетельствующей об осуществлении «совместных покупок»;

2) установить круг лиц, которые фактически осуществляют предпринимательскую деятельность в качестве организаторов, а также правовые основания осуществления такой предпринимательской деятельности (в т.ч. факт постановки на учет в качестве индивидуальных предпринимателей);

3) осуществить мероприятия по привлечению к декларированию и уплате налогов организаторов покупок;

4) принять меры по информированию организаторов покупок о необходимости соблюдения законодательства о налогах и сборах, а также требований законодательства в части учета наличных денежных расчетов;

5) в случае, если по итогам проведенных контрольных мероприятий организатор покупки не примет мер по декларированию доходов, необходимо направлять соответствующую информацию в органы внутренних дел с приложением материалов, свидетельствующих об осуществлении незаконной предпринимательской деятельности.

Информацию о практике работы по данному направлению направлять в Контрольное управление ФНС России.

Довести указанное письмо до нижестоящих налоговых органов.

Действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса С.Н.АНДРЮЩЕНКО