Возникает ли НДФЛ при возврате паевого взноса пайщику — физическому лицу?

Данный вопрос постоянно «мучает» пользователей нашего сайта, особенно когда они «копаются» в Интернете и находят разные мнения, в том числе мнения сотрудников Департамента налоговой и таможенной политики Минфина.

Уже несколько раз, в комментариях к различным статьям, опубликованным на сайте, приводились Письма этого Департамента, например, от 13 февраля 2017 г. N 03-04-05/7823:

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 13 февраля 2017 г. N 03-04-05/7823 О налогообложении доходов, полученных физическим лицом при выходе из потребительского общества.

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения доходов, полученных физическим лицом при выходе из потребительского общества, и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) разъясняет следующее. В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона от 19.06.1992 N 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) Российской Федерации» (далее — Закон) пайщику, выходящему из потребительского общества, выплачиваются стоимость его паевого взноса и кооперативные выплаты в размерах, в сроки и на условиях, которые предусмотрены уставом потребительского общества на момент вступления пайщика в потребительское общество.

При этом согласно статье 21 Закона собственником имущества потребительского общества является потребительское общество как юридическое лицо. Имущество потребительского общества не распределяется по долям (вкладам) между пайщиками и работающими по трудовому договору (контракту) в потребительской кооперации гражданами. Источниками формирования имущества потребительского общества являются паевые взносы пайщиков, доходы от предпринимательской деятельности потребительского общества и созданных им организаций, а также доходы от размещения его собственных средств в банках, ценных бумаг и иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

Статьёй 22 Закона предусмотрено, что вступительный взнос не входит в состав паевого фонда и не подлежит возврату при выходе пайщика из потребительского общества.

Статьей 41 Кодекса установлено, что доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить.

Пунктом 1 статьи 210 Кодекса предусмотрено, что при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьёй 212 Кодекса.

При этом в соответствии с пунктом 3 данной статьи для доходов, облагаемых с применением налоговой ставки 13 процентов, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218-221 Кодекса.

Доход, полученный при выходе налогоплательщика из потребительского общества в виде выплат в размере стоимости паевого взноса и кооперативных выплат, производимых указанным обществом за счёт своего собственного имущества, подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в общем порядке в соответствии с главой 23 Кодекса.

Заместитель директора Департамента Р.А. Саакян

а также от 18 октября 2017 г. N 03-04-06/68186:

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 18 октября 2017 г. N 03-04-06/68186 О возникновении налоговых обязательств по НДФЛ при возврате члену потребительского кооператива дополнительного паевого взноса

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросу возникновения налоговых обязательств по налогу на доходы физических лиц при возврате члену потребительского кооператива дополнительного паевого взноса и сообщает, что в соответствии с регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утверждённым приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2012 N 82н, в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по практике применения нормативных правовых актов Министерства, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций,по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Вместе с тем, в соответствии со статьёй 34.2 Кодекса разъясняем следующее.

Пунктом 1 статьи 14 «Возврат паевого взноса выходящему или исключенному из потребительского общества пайщику» Закона от 19.06.1992 N 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) Российской Федерации» (далее — Закон) пайщику, выходящему из потребительского общества, выплачиваются стоимость его паевого взноса и кооперативные выплаты в размерах, в сроки и на условиях, которые предусмотрены уставом потребительского общества на момент вступления пайщика в потребительское общество.

Иных случаев возврата паевого взноса члену потребительского кооператива Законом не предусмотрено.

При этом согласно статье 21 Закона собственником имущества потребительского общества является потребительское общество как юридическое лицо. Имущество потребительского общества не распределяется по долям (вкладам) между пайщиками и работающими по трудовому договору (контракту) в потребительской кооперации гражданами.

Статьёй 41 Кодекса установлено, что доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить.

Пунктом 1 статьи 210 Кодекса предусмотрено, что при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьёй 212 Кодекса.

Доход, полученный членом потребительского кооператива в виде денежных средств, выплаченных указанным кооперативом в размере стоимости дополнительного паевого взноса за счёт своего собственного имущества, подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в общем порядке в соответствии с главой 23 Кодекса. При этом на основании статьи 226 Кодекса уплату налога в этом случае осуществляет потребительский кооператив, от которого член кооператива-налогоплательщик получил доход в денежной форме.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента Р.А. Саакян

Последний раз некто Евгений никак не может понять: возникает или нет НДФЛ при возврате паевого взноса пайщику — физическому лицу?

Поэтому, данная статья будет, как ответ вот на этот комментарий.

 

Итак, ответ следующий:

Евгений, видимо, Вы не разобрались до сих пор в механизмах паевого фонда ПК, действующего по закону 3085-1, и механизмах внесения паевого взноса пайщиком в ПК и возврата паевого взноса пайщику из ПК, вот у Вас и «едет крыша».

При внесении пайщиком паевого взноса в паевой фонд ПК (например, 100 руб. деньгами или имуществом), то, что пайщик вносит, действительно становится собственностью ПК (деньги или имущество на 100 руб.)

Но!

Одновременно ПК становится должен пайщику сумму паевого взноса равную 100 руб. (в нашем примере), что отражается на лицевом счете пайщика в паевом фонде.

Говоря другими словами, у ПК возникает долг перед пайщиком (100 руб.)

При выплате долга разве может возникнуть НДФЛ у получателя долга?

Вот это ключевой момент, который, похоже, Вы не уяснили.

 

Обязанность вести учет суммы паевого взноса пайщика законом 3085-1 возлагается на ПК (п.2. ст.27).

Также, ПК ведет учет приема и возврата паевых взносов (п.1. ст.27 закона 3085-1).

Никаких обязанностей по регистрации этих операций (внесения и возврата паевых взносов) в каких-то гос. органах (например, в ИФНС), у ПК нет!

Именно поэтому, можете «прошерстить» весь ЕГРЮЛ и не найти там информации, у каких ПО/ПК какой размер паевого фонда. Если у каких-то ПО/ПК найдете, то 2 варианта:

а). гос. регистрация ПО/ПК была до 2012 г.,

б). организаторами ПО/ПК была неграмотно оформлена форма Р11001 и налоговики (случайно или по незнанию) ввели данные с формы Р11001 в ЕГРЮЛ.

 

Далее.

В процессе деятельности пайщик может пополнять свой паевой взнос (деньгами, имуществом и т.д. – см. ст.1 закона 3085-1) и получать частичный возврат паевого взноса (деньгами, имуществом, и т.д.) – применяем ст. 414 ГК РФ.

Все операции о приеме и возврате паевых взносов пайщиков отражаем во внутреннем документообороте в соответствии с п.1 ст.27 закона 3085-1, а текущее состояние паевого взноса пайщика отражаем в Реестре (в соответствии с п.2. ст.27 закона 3085-1), который, ведется, как правило, в электронном виде, а распечатывается и подписывается по мере необходимости, например, раз в квартал или раз в год.

Допустим, пайщик-физ.лицо (ФЛ) сделал еще 10 операций по пополнению паевого взноса в ПК на сумму 100 000=.

Это значит, что ПК стал должен пайщику-ФЛ 100100=.

 

Далее, пайщик-ФЛ запросил возврат части паевого взноса и получил возврат (не важно, чем) на сумму 90000=.

На л/счете пайщика-ФЛ в ПФ осталось 10100= (т.е. это долг ПК перед пайщиком-ФЛ).

Никакой НДФЛ при этих операциях (внесения и возврата паевого взноса) у пайщика не возник.


НК РФ. Статья 41. Принципы определения доходов
 
1. В соответствии с настоящим Кодексом доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль организаций» настоящего Кодекса.

 
Т.е., когда пайщик вносит в паевой фонд ПК 100 рублей, и получает в виде возврата из паевого фонда 100 рублей, его экономическая выгода равна нулю.
 

 

Далее, допустим, общее собрание ПК приняло «Положение», на основании которого, из собственных фондов ПК (куда поступают членские, членские целевые взносы) пайщикам — ФЛ, которым исполнилось, скажем, 50 лет, ежемесячно (или ежеквартально, или ежегодно), будет выплачиваться «кооперативная пенсия». Естественно, с этих выплат ПК обязан удержать НДФЛ и перечислить в бюджет.

В ПК, которые занимаются коммерческой деятельностью, есть еще понятие «кооперативных выплат» (с них тоже оплачивается НДФЛ), но для НПК это не актуально, т.к. кооперативные выплаты зависят от дохода, а в НПК доход=0.

Продолжим наш пример. Допустим, пайщик-ФЛ, у которого на лицевом счете в паевом фонде осталось 10100=, написал заявление на добровольный выход из ПК. Совет просьбу удовлетворил.

Пайщику-ФЛ будет возвращен паевой взнос 10100= (НДФЛ не возникнет, т.к. НПК был должен 10100=) и выплачена «кооперативная пенсия» (например, 5000=), с которой будет удержан НДФЛ.

 

И последнее: все имеют право на свое мнение, в т.ч. и сотрудники Минфина.

Однако, практика показывает, что в механизмах потребительской кооперации (особенно некоммерческой) мало кто разбирается.

Например, в 2017 г. мы сумели доказать «целому Минюсту», что потребительская кооперация — это не то, что они думают.

Если не в курсе, то познакомьтесь вот с этой статьей и комментариями к ней.

Анализ того, что Минюст был «не в курсе»здесь.

Результатздесь.

 

И самое последнее:

удачи Вам, Евгений, конечно, в поиске судебных решений, где возврат паевого взноса пайщику-физ.лицу из ПО / ПК суды признали облагаемым НДФЛ.

Не Вы первый, не Вы последний занимаетесь таким делом.

Если что «накопаете», присылайте!

Обязательно обсудим.

Только сначала, пожалуйста, разберитесь, что это действительно возврат паевого взноса пайщику-физ.лицу, а не «кооперативные выплаты», «кооперативная пенсия», «приращенный пай» или что-то еще в «этом духе».

Ждем!

Комментарии 36

  • Здравствуйте! У меня к вам вопрос такого характера. Потребительский кооператив оказывает услуги не членам кооператива, допустим бытового характера. Какие документы выдаются заказчику? Приходника достаточно? Или расчетно кассовую машину надо покупать?

    • Андрей, то, что Вы говорите, относится к деятельности ПК, который занимается коммерческой деятельностью (оказание услуг).
      Поэтому, для них надо иметь все, что должны иметь другие коммерческие организации: ИП, ООО, АО, ПрК и т.д.

      • НДФЛ — это налог на доход. Доходов у пайщиков нет, у него есть выгода: получать дешевле, качественнее, быстрее. Какую сумму вносит ту и получает. Платит за такую возможность ежемесячные членские взносы.
        Ах, Валерий Борисович, с Вашими знаниями и аналитическими способностями можно рискнуть повторить Мандрагонский эксперимент с поправкой на российское законодательство, помня каким способом Махатма Ганди освободил свою страну от колониального гнета Британии. Благодарю.

        • Оксана, почему же нет у пайщиков дохода?
          Вполне может быть.
          Например, материальная помощь.
          С налоговой точки зрения — это доход пайщика, поэтому с суммы мат. помощи, ПК, как налоговый агент оплачивает 13% (за пайщиков — ФЛ, российских резидентов) в виде подоходного налога в бюджет.

          «Получать дешевле, качественнее, быстрее» — это потребительская выгода, тут согласен, налогообложения не возникает.
          Только нельзя говорить, что членские взносы (ЧВ) платятся «за что-то».
          Оплата ЧВ предоставляет пайщикам пользоваться возможностями ПК — вот так правильнее.

          Спасибо, конечно, за Ваши теплые слова в мой адрес,
          только мондрагоны из Испании, а Махатма Ганди из Индии.
          Или Вы что-то другое имели в виду?

  • Ответ на вопрос о НДФЛ и о других налогах гораздо проще — потребительский кооператив, обслуживающий только пайщиков, закрытое общество, ни каких налогов по определению быть не может — собственник не меняется. Если нет перехода собственности, нет ни каких налогов и сборов с этих оборотов. Уточняйте понятие кооперативной собственности.

    • Николай, в своем высказывании Вы ошиблись несколько раз.

      Во-первых, НПК не «обслуживает» пайщиков.
      НПК предоставляет пайщикам возможности.

      Во-вторых, налогооблагаемая база может быть очень разной.
      И надо понимать, когда она не возникает и почему.
      Например, в НПК не возникает налогооблагаемая база с доходов, потому что доходы=0.
      А вот при наличии автомобиля в НПК, транспортный налог у НПК возникнет, потому что налогооблагаемая база — наличие автомобиля.
      Когда в НПК принимаются работники по трудовому договору, то возникает НДФЛ и взносы в соц. фонды (практически это те же самые налоги).
      Если не хотите оплачивать взносы в соц. фонды, делайте выплаты пайщикам, которые никак нельзя «привязать» к трудовому участию.
      Тогда возникнет только НДФЛ (имеется в виду для пайщиков-ФЛ).

      В третьих, понятие «кооперативная собственность», это, видимо, Ваша фантазия.
      Собственником имущества ПК является ПК, как юридическое лицо (п.1. ст.21. закона 3085-1).

      В четвертых, при внесении имущества в паевой фонд ПК, а затем получение пайщиком возврата паевого взноса, право собственности на имущество меняется 2 раза!
      Сначала пайщик свое право собственности передает в ПК, а затем ПК передает право собственности пайщику.
      Именно поэтому, например, при внесении паевого взноса недвижимостью, а затем при получении возврата паевого взноса в виде недвижимости, нужно будет 2 раза регистрировать договоры в Росреестре!

  • Валерий Борисович, спасибо за персональный развернутый ответ.
    Я как раз-таки в большей степени пытаюсь найти судебную практику, где возврат паевого взноса пайщику-физ.лицу из ПО / ПК суды признали бы НЕ облагаемым НДФЛ, ибо нахожусь на стороне кооператива и пайщика в данном вопросе. И по моему личному мнению, НДФЛ возникать не должно. Жаль, что мое мнение противоречит с мнением Минфин. И я прекрасно понимаю, что письма Минфин не являются законодательной нормой.
    При этом пытаюсь-таки разобраться в этом вопросе, так как если предъявят, то нужно иметь козыря. В моем случае это не праздный интерес, а реальная проблема, связанная с огромными финансовыми потерями, если мнение Минфин окажется поддержанным судами…
    Поэтому хочу привести для обсуждения свои доводы по данному вопросу:
    В соответствии с разъяснениями МинФин, данными в письмах от 18.10.2017 №03-04-06/68186 и от 13.02.2017 №03-04-05/7823 министерством сделан неоднозначный вывод, который заключается в следующем, цитата:
    «Доход, полученный при выходе налогоплательщика из потребительского общества в виде выплат в размере стоимости паевого взноса и кооперативных выплат, производимых указанным обществом за счет своего собственного имущества, подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в общем порядке в соответствии с главой 23 Кодекса»
    Таким образом, министерством в обоих указанных письмах сделан вывод о том, что облагается или не облагается возврат паевого взноса, читайте в главе 23 Налогового Кодекса РФ. При этом ни в одном из этих писем не сказано однозначно, что при возврате паевого взноса эта сумма подлежит налогообложению по ставке 13% в полном размере, а идет отсылка в главе 23 Налогового Кодекса РФ.
    А теперь давайте разберемся подробнее.
    В обоих случаях сами вопросы, которые были направлены в Минфин были о «возврате дополнительных паевых взносов и кооперативных выплат». Когда речь идет о кооперативных выплатах, это означает, что потребительский кооператив занимается предпринимательской деятельность. Предпринимательской, в соответствии с абз.3 ст. 2 ГК РФ, является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг.
    Таким образом, кооперативы, занимающиеся предпринимательской деятельностью, наращивают стоимость паевых фондов за счет получаемой прибыли.
    Некоммерческие потребительские кооперативы, которые не занимаются предпринимательской деятельностью, стоимость паевых фондов не наращивают, прибыль не получают.
    В соответствии с п.1 ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которую такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль организаций» НК РФ.
    Понятие экономической выгоды в действующем законодательстве РФ отсутствует, однако, анализ нормативной базы показывает, что по смыслу под экономической выгодой понимается приращение имущества (имущественных прав) в результате хозяйственной деятельности налогоплательщика.
    В соответствии с письмом Минфина России от 12.01.2018 № 03-04-05/775 для решения вопроса о наличии экономической выгоды (дохода) в случаях, прямо не упомянутых в главе 23 Кодекса, необходимо учитывать все обстоятельства, относящиеся к конкретной ситуации.
    В соответствии с п.2 ст.10 Федерального закона РФ от 19.06.1992 года №3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ»:
    Вступающий признается пайщиком в случае принятия решения о его приеме в потребительское общество с моменты уплаты вступительного взноса, а также паевого взноса или его части, установленной уставом потребительского общества.
    В соответствии с п.1 ст.14 Федерального закона РФ от 19.06.1992 года №3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ»:
    Пайщику, выходящему или исключенному из потребительского общества, выплачиваются стоимость его паевого взноса
    Таки образом, из сопоставления указанных положений Федерального закона РФ от 19.06.1992 года №3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ» можно сделать вывод о том, что напротив паевого взноса пайщика у потребительского кооператива возникает обязательство перед пайщиком вернуть ему стоимость взноса.
    При оплате паевого взноса и возврате такой же стоимости этого паевого взноса ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ВЫГОДЫ НЕ ВОЗНИКАЕТ, так как отсутствует прирост имущества.
    Абсолютно согласен с Минфин, что если эта стоимость будет превышать первоначально внесенный паевой взнос, то такое превышение будет облагаться НДФЛ, как экономическая выгода (прирост имущества) налогоплательщика.
    В случае с возвратом первоначальной стоимости паевого взноса, объекта налогообложения НДФЛ не возникает. В соответствии с п.3 ст. 210 НК РФ:
    Если иное не предусмотрено настоящим пунктом, для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная п.1. ст.224 НК РФ (13% — примечание автора), налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218-221 НК РФ
    В соответствии с пп.1 п.1 ст.220 НК РФ при определении размера налоговой базы в соответствии с п.3 ст.210 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета при выходе из состава участников общества (здесь имеются в виду все общества, и с ограниченной ответственностью, и акционерные, и в данном случае потребительские). При этом в соответствии с пп.2 п.2 ст. 220 НК РФ вместо получения имущественного налогового вычета налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого имущества. Так, при выходе из состава участников общества налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого имущества (имущественных прав).
    В Постановлении президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20.06.2013 года №3810/13 указано:
    В силу статей 1и 4 Закона о потребительской кооперации пайщик является участником потребительского общества, которое создается за счет вступительных и паевых взносов
    Таким образом, в целях отсутствия споров с налоговой инспекцией в будущем, при выходе пайщика из потребительского общества, при оплате паевых взносов в натуральной форме, рекомендуется вносить их по стоимости приобретения с наличием документального подтверждения (например, договор купли-продажи при приобретении транспортного средства, в случае оплаты паевого взноса транспортным средством)
    Жду Ваших комментариев, Виталий Борисович, и комментариев заинтересованных лиц!

    • Евгений, хорошо, ищите судебную практику, «где возврат паевого взноса пайщику-физ.лицу из ПО / ПК суды признали бы НЕ облагаемым НДФЛ».
      Тоже вариант.

      Про «козыри» я рассказал в статье.
      Самый главный козырь — понимание механизма паевого фонда.
      Письма Минфина, конечно, надо изучать, но не для того, чтобы тупо им следовать (т.к. это мнение, а не руководство к действию), а для того, чтобы их знать и быть готовым отстоять свою позицию, в случае необходимости.

      Повторю еще раз:
      При внесении пайщиком паевого взноса в паевой фонд ПК, происходит переход права собственности.
      Имущество (в т.ч. деньги) становится собственностью ПК,
      но, одновременно ПК становится должен пайщику сумму паевого взноса!!!
      Т.е., у ПК возникает долг перед пайщиком.

      Вы считаете, что есть варианты признания получения долга от кого-то доходом?
      Ну, тогда приведите пример (примеры), обсудим.
      Даже без привязки к пайщикам и ПК.
      И, пожалуйста, не зарывайтесь в Письма-Решения-Постановления.
      Просто подумайте и напишите по максимуму, что придумаете.

      И последнее:
      Вы в своем комментарии несколько не совсем корректных выводов сделали.
      Но об этом как-нибудь в другой раз.
      Давайте сосредоточимся на основной теме, которой посвящена статья.

      • Будьте так добры, укажите на некорректные выводы, пожалуйста

        • Евгений, как-нибудь в другой раз.
          Может еще отдельную статью придется опубликовать.
          🙂

          Давайте сосредоточимся на теме, что Вы инициировали.
          Или у Вас нет вариантов признания получения долга от кого-то доходом?

  • Представим ситуацию: ТСН/ТСЖ на паевые взносы участников построил линейный объект (линия эл.передач, водопровод и т.п.), построив, оформил его в долевую неделимую собственность. Общим собранием пайщиков решили ограничить число собственников теми, кто внес свой пай на момент завершения строительства объекта. В дальнейшем к построенному объекту начали подключаться домовладельцы, выплачивая ТСН за «право подключения к объекту» установленные собранием собственников объекта суммы. При распределении этих средств между пайщиками как «возврат паевых взносов» НДФЛ не начисляется. Правильно ли это? Или надо считать эти деньги как доход ТСН и платить в бюджет не только НДФЛ, но и все остальные налоги и взносы в фонды, но тогда возврат паевых взносов пайщиков растянется на длительное время, да и, к тому же все эти паи платились из зарплат, т.е. с этих денег НДФЛ был уже уплачен?

    • Валерий, ТСН/ТСЖ к потребительским кооперативам, действующим по закону 3085-1, отношения не имеют.
      Да, это некоммерческие организации, но не более того.
      А то, что в ТСН/ТСЖ появился паевой фонд и паевые взносы — для меня новость.
      Подскажите, где про это почитать?
      🙂

  • Валерийи Борисович,добрый день! Поясните пожалуйста, пайщики в потребительском обществе обязательно должны иметь одинаковый паевой взнос в утвержденном размере или может быть у всех разный, в зависимости от взносов, но не менее утвержденного.
    И второе- при ликвидации общества, активы делятся на рубль паевого взноса или на пайщика?

    • Наталья, пайщик при вступлении в ПК обязан оплатить часть паевого взноса (мы это называем «минимальный паевой взнос»), размер которого прописывается в уставе (например, 10 рублей).
      Это «не снижаемый остаток» паевого взноса пайщика на лицевом счете в паевом фонде ПК.
      Возвращается эта сумма только при выходе пайщика из ПК по любой причине.
      Также пайщик может пополнять свой лицевой счет в паевом фонде или получать возврат паевого взноса, в зависимости от участия в хозяйственной деятельности ПК.

      При ликвидации ПО / ПК имущество может распределяться между пайщиками ПО / ПК, а может куда-то передаваться (например, в Союз ПО/ПК).
      Если регламент не прописан в уставе, то его придется утверждать на общем собрании пайщиков, например, при запуске процедуры ликвидации.
      Так что, как «делить»: всем поровну, пропорционально паевым взносам или еще каким-то образом, зависит от решения общего собрания пайщиков.

  • Добрый день. Валерий Борисович, по вопросу оприходования членских и паевых взносов в сельскохозяйственных перерабатывающих и обслуживающих потребительских кооперативах в свете новых Постановлений-Решений (например, членские взносы дачных кооперативов принимаются только через банк) нужен ли кассовый аппарат? Для налоговой вся наличка должна идти через ККМ Спасибо.

    • Ольга, Вы прочитайте, пожалуйста, в «шапке» сайта, о каких организациях здесь идет речь.
      Какие дачные кооперативы?
      Они давно (с 2017 г.) уже не кооперативы.

      Какие сельскохозяйственные перерабатывающие и обслуживающие потребительские кооперативы?
      Вы о чем?
      Пишите, пожалуйста, по теме, иначе, получите вечный бан.

      • Здравствуйте. В Законе РФ 99-ФЗ от 05.05.2014 в п.2 ст.123/2( темы:Пока жареный петух не клюнул,Запрос в налоговую инспекцию) сказано: «Наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности…»,значит СПОК, СППК(обслуживающие, перерабатывающие и пр.), но они потребительские кооперативы, как в «шапке» сайта. В чем несоответствие?

        • Закон 3085-1, статья 2:
          Настоящий Закон не распространяется на потребительские кооперативы осуществляющие свою деятельность на основании Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации», а также на иные специализированные потребительские кооперативы (гаражные, жилищно-строительные, кредитные и другие).

  • Валерий Борисович, здравствуйте! Извините, что отхожу от темы. Несколько лет назад Вы объясняли как открыть «кооперативный участок» от ПО. Можете повторить, Заранее спасибо!

    • Алексей, а не надо отходить от темы, т.к это очень важная тема.
      Берите доступ в базу знаний и там узнаете ответ на любые вопросы, касающиеся НПК.
      Условия здесь.

  • Валерий Борисович! Так уж случилось, для строительства объекта выбрали форму ТСЖ, коммерцией не занимались, о кооперации не узнавали. Нужны были: юрлицо и счет в банке для аккумуляции средств, которые пошли на строительство объекта. Дальше все пошло, как описал выше.
    От контролеров отбились, вроде бы все поняли, что мы на паевые взносы (в складчину) построили объект, а теперь их возвращаем через подключение других лиц, не делая их пайщиками.
    Сейчас, чтобы реорганизоваться в кооператив, нам надо будет переводить на него право собственности на объект, а это хлопотно. Правда сей вопрос пока не прорабатывался в плотную. Потом, пусть перешли на кооператив, все равно вопрос получения денег за подключение непайщиков остается открытым. Видимо, тогда надо будет всех и ранее и сегодня подключившихся делать пайщиками. Другого пути не вижу. Дальше, надо вводить понятие — «вес пая», т.к. 10 рублей 2005 г. не равны 10 рублям 2020 г. — вводить сложный пересчет? Это повод для конфликтов.

    • Валерий, еще раз:
      1). какие паевые взносы в ТСЖ?
      Откуда Вы это взяли?
      На основании какой статьи какого закона или какого Кодекса в ТСЖ появились паевые взносы?
      Расскажите, пожалуйста, люблю повышать свой уровень знаний!

      2). Каким образом появились «пайщики» в ТСЖ?
      Вопросы те же, что и и в п.1.

      3). «От контролеров отбились» видимо потому, что «контролеры» еще меньше Вас разбираются в «паевых взносах», «пайщиках» и т.д.
      Какие только случаи не бывают, когда организаторы подобных структур и «контролеры» являются «троечниками»!
      А иногда и откровенными «двоечниками».
      Есть на моем опыте пример, когда с помощью некоего «юриста» создали потребительский кооператив по закону 7-ФЗ
      🙂
      налоговая его зарегистрировала,
      этот «кооператив», действующий по закону 7-ФЗ собирал «вступительные взносы» порядка 40-60 тыс. руб. и паевые взносы.

      Покрутили у виска?
      Я не шучу.
      Это реальная ситуация.
      Типа Вашей, Валерий.

      4). Вы хотите реорганизоваться в кооператив?
      «Флаг в руки»!
      Только к нашему сайту это ни какого отношения не имеет, поэтому, просьба не засорять своими проблемами наше обсуждение.
      Читайте лучше свое законодательство:
      «Товарищество собственников жилья по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может быть преобразовано в жилищный или жилищно-строительный кооператив.»
      Если же хотите изучить деятельность потребительских кооперативов, создаваемых по закону 3085-1, то приходите на консультацию в скайпе (условия здесь) или берите доступ в базу знаний (это здесь).

  • Валерий Борисович, большое спасибо за разъяснение.
    Хотелось бы иметь письменное подтверждение для нашего руководства.

    • Наталья, пожалуйста!
      А что это за руководство такое у Вас?
      Руководство какой организации?

  • Добрый день! Подскажите, пожалуйста, если создан сельскохозяйственный потребительский кооператив (193-фз), к нему также можно применять аналогичные подходы?

    • Илья, данный сайт посвящен потребительским кооперативам, действующим по закону 3085-1, причем таким, которые не занимаются коммерческой деятельностью.
      Ваш СхПК действует по другому закону, в котором куча нюансов, поэтому, лучше задавать вопросы на сайте, который посвящен закону 193-ФЗ.

  • Добрый день. Есть такое вот Указание ЦБ РФ от 07.10.2013 N 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов», где установлено ограничение на осуществление операций по расчету наличными. В тоже время в ч.1 ст.14 закона «О потребительской ст.кооперации» указано, что «Пайщику, выходящему или исключенному из потребительского общества, выплачиваются стоимость его паевого взноса и кооперативные выплаты в размерах, в сроки и на условиях, которые предусмотрены уставом потребительского общества на момент вступления пайщика в потребительское общество». Правильно ли я понимаю, что в случае, если в Уставе ПК будет предусмотрена возможность возврата паевого взноса наличными денежными средствами, то я имею право это делать без оглядки на вышеуказанное указание? Или в любом случае только безналичным путем? Благодарю за ответ.

    • Евгений, да известное Указание ЦБ.
      В базе знаний оно есть.
      Для пайщиков-ФЛ применяется п.5, а для ИП и ЮЛ — пункт 6.

  • Коллеги, ловите мнение налогового органа:
    Вопрос:
    1. Облагается ли НДС имущественный пай, вносимый в потребительское общество?
    2. Как передается товар в качестве пая, с НДС или без НДС? Как поступить с НДС по товару, переданному в качестве пая, оплаченному и уже предъявленному в бюджет к зачету?
    3. Потребительское общество принимает пай от населения и юридических лиц. Согласно Уставу в потребительском обществе остается неделимая доля пая. Будет ли эта неделимая доля считаться доходом потребительского общества? Если да, то какими налогами облагается полученный доход?
    4. Делимая часть пая планируется к возврату по первому требованию пайщика. Облагается ли эта часть налогами? Если облагается, то какими? Какие налоги уплачивает пайщик в этом случае?

    Ответ:

    УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ
    ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

    УЧЕБНО — КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР
    ПО НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ

    от 31 марта 2001 года

    1. В соответствии с подп. 4 п. 3 ст. 39 НК РФ, не признается реализацией товаров (а, следовательно, не является объектом налогообложения) передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов). Подобная формулировка приведена и в Методических рекомендациях по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» части второй Налогового кодекса РФ, утвержденных Приказом МНС РФ от 20 декабря 2000 г. № БГ-3-03/447. Исходя из вышеизложенного, передача паевого взноса в паевой фонд не является объектом обложения налогом на добавленную стоимость.
    2. Учитывая указания приведенных выше Методических рекомендаций (п. 3.3.3.), вклады имуществом в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, а также вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) не облагаются налогом.
    При этом, если по вносимому в установленном порядке имуществу был произведен вычет налога, то на эти суммы налога в налоговом периоде, в котором осуществлена передача, должен быть уменьшен вычет в части стоимости имущества, не включенной через амортизационные отчисления в себестоимость товаров (работ, услуг) или внереализационные расходы, учитываемые при определении налога на прибыль.
    3. В соответствии с п. 2.12. Инструкции МНС РФ № 62, утв. Приказом МНС РФ от 15 июня 2000 г. № БГ-3-02/231, в составе доходов и расходов бюджетных и иных некоммерческих организаций (потребительское общество является некоммерческой организацией, на основании Гражданского кодекса РФ), не учитываются доходы, образующиеся в результате целевых отчислений на содержание указанных организаций, поступившие от других предприятий и граждан, членские вступительные взносы, долевые (паевые и целевые вклады участников этих организаций) и расходы, производимые за счет этих средств. Ведение учета доходов и расходов указанных средств, а также сумм доходов и расходов от предпринимательской деятельности производится раздельно.
    На основании вышеизложенного, получаемый потребительским обществом пай не является доходом, а, следовательно, не является объектом обложения налогом на прибыль предприятий и организаций, независимо от того является ли доля пая делимой или нет.
    4. В соответствии с п. 1 ст. 38 НК РФ, объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.
    На основании ст. 41 НК РФ, доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Подоходный налог с физических лиц», «Налог на прибыль (доход) организаций», «Налог на доходы от капитала» Налогового кодекса РФ.
    Учитывая вышеизложенное, возврат части пая пайщику не признается его доходом, так как не является экономической выгодой, и, следовательно, не является объектом налогообложения.

    источник: http://www.sarlaws.ru/index.php?ds=1028385

  • К сожалению, Минфин опять подтвердил необходимость уплачивать НДФЛ со стоимости возвращаемого паевого взноса.
    Письмо МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 30 октября 2020 года № 03-04-05/94934
    [Об НДФЛ со стоимости паевого взноса и кооперативных выплат, полученных членами потребительского кооператива при выходе из кооператива]

    • Равиль, и что?
      Письмо — это мнение определенного сотрудника, который каким-то образом увидел в возврате паевого взноса экономическую выгоду.
      Но мы-то знаем, что ее нет!
      🙂
      Что касается кооперативных выплат (которых в НПК не может быть по определению), то да, с них, НДФЛ нужно удерживать.
      Но кооперативные выплаты относятся к ПК, которые занимаются коммерческой деятельностью.

  • Валерий Борисович, я правильно понимаю:
    Если я внес в паевой фонд, скажем автомобиль, оцененный в 1 млн. рублей. То при возврате пая в денежной форме, через некоторое время, мне могут вернуть ТОЛЬКО 1 млн. рублей, хотя скажем рыночная цена автомобиля будет 1,2 млн. рублей.
    А если рыночная цена автомобиля упадет скажем до 0,8 млн. руб, то мне все равно ПК должен будет вернуть 1 млн. руб?

    • Олег, при внесении в паевой фонд имущества в виде автомобиля, оно будет оценено (в 1 млн. руб. в Вашем примере).
      Автомобиль станет собственностью ПК, а ПК Вам одновременно будет должно 1 млн. руб.
      Точка.
      Откуда появится 1,2 или 0,8?

  • Валерий Борисович, здравствуйте.
    Я правильно понимаю, что Вы говорите о том, что:
    1. паевой фонд делится на обязательный и минимальные части
    2. возврат пайщику происходит одной из частей паевого фонда

    Вот пункт два у меня вызывает вопрос, так как законодательством запрещены частичные возвраты паевых взносов, только полностью и только при выходе из ПК…

    По ГК 414 новацию я понимаю, что это не возврат части паевого взноса, а все же замена одного вида имущества на другой вид имущества.
    Получается, деление паевого фонда на подфонды (я так понимаю, минимальный подфонд и целевой обязательный?) и возврат подфонда вне закона?

    По закону есть только паевой взнос и полный его возврат без частичных. Или я что-то не так поняла?

    • Анна, где это Вы нашли, что я говорю, что
      «1. паевой фонд делится на обязательный и минимальные части
      2. возврат пайщику происходит одной из частей паевого фонда»
      ?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.